Нарушение слуха: причины, классификация, диагностика и лечение

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

Причины возникновения и классификации недостатков слуха у детей

Знание причин нарушений слуха необходимо для составления характеристики и оценки особенностей психического и речевого развития детей, для определения методов психолого-педагогической помощи и прогнозирования эффективности коррекционной работы.

1. Наследственные факторы.

В семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. По мнению Конигсмарк Б. В. и Горлин Р. Д. (1980), на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% детской глухоты. Часто такая тугоухость в составе синдрома сочетается с заболеваниями других органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной системы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем).

2. Эндогенные факторы

  • Инфекционные заболевания матери( краснуха!, грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз.)
  • Интоксикация матери (антибиотики, алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Среди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые врожденной патологии слуха может служить также несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической болезни новорожденных.
  • Врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва
  • 3. Экзогенный факторы

  • Инфекционные заболевания детей: менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.
  • Заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.). Возникает риск поражения наружнего, среднего или внутреннего уха,слухового нерва. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха.
  • Чрезмерное длительное воздействие звуковых раздражителей (громкая музыка через наушники, бытовые шумы, свистки, гудки,взрывы и т.п.)
  • Механические травмы (родовая деформация головы ребенка при наложении щипцов, удары,ушибы в старшем возрасте)
  • Интоксикация отоксичискими препаратами, в частности антибиотиками (стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др. около 50% приобретенной тугоухости у детей (Тарасов Д. И. и др., 1984)).
  • Читайте также:  Можно ли пить барсучий жир при температуре взрослым

    Людмила Адамовна Головчиц отмечает, что определение причин возникновения снижения слуха является в некоторых случаях достаточно сложным. Во-первых, возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха. Во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту.(2001).

    Некоторые особенности

    Известно, что многие причины нарушения слуха подстерегают детей, подростков, обучающихся в общеобразовательных заведениях. Во многом это связано с модой на громкую музыку, использованием портативных колонок, музыкальных центров и плееров. Предельная интенсивность такого раздражителя, продолжительное время влияющая на слуховую систему, приводит к сильному ослаблению ее функциональности. Технические средства подают звук прямо в ухо, без рассеивания волны, поэтому мощность не теряется, что вынуждает ухо сталкиваться с очень высокими нагрузками продолжительное время.

    Свою роль играет и мода на громкую музыку. Иные дети, сами по себе не стремящиеся к такому времяпрепровождению, поддаются влиянию сверстников, ведь иметь плеер – это «круто», «стильно», а самая популярная музыка – резкая, громкая, обрывистая. Такая хорошо сочетается с бунтарством подросткового периода, но крайне плохо – с общим состоянием здоровья.

    Классификация

    Различное поражение органа слуха неоднозначно влияет на степень утраты его функции. Все зависит от распространенности и характера основной патологии и времени развития нарушений. Исходя из выраженности слуховых расстройств, детей разделяют на такие категории:

    • Глухие.
    • Позднооглохшие.
    • Слабослышащие (тугоухие).

    У первой группы слух отсутствует полностью, он был потерян до накопления речевого запаса. Крайне редко глухота имеет абсолютный характер. Обычно она является неполной, когда ребенок воспринимает отдельные громкие звуки, но связную речь разобрать не способен. Среди школьников могут присутствовать как дети, оглохшие рано, так и те, которые потеряли слух при уже сформированной речевой функции.

    Классификация

    Степень утраты слуха точно классифицируется по данным аудиограммы, когда происходит измерение порога восприятия звуков. Но в клинической практике также используют критерий расстояния, с которого воспринимается разговорная и шепотная речь. Исходя из этого, различают следующие стадии тугоухости (что справедливо и для детей):

    Если ребенок не слышит лишь отдельные тоны, но при этом у него отсутствует и восприятие обращенной речи, то подобная ситуация также расценивается как глухота. С нарастанием степени тугоухости увеличивается потеря слуха на все частоты.

    Читайте также:  Как отличить сердечный кашель от обычного?

    Этиология

    Причины нарушения слуха весьма разнообразны. Они подразделяются на врожденные и приобретенные.

    Врожденные нарушения слуха обнаруживают при рождении или сразу после появления ребенка на свет. Они обусловлены следующими причинами:

    • Наследственные факторы.
    • Инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности – сифилис, хламидиоз, краснуха, грипп, эпидемический паротит.
    • Вес новорожденных менее полутора килограмм.
    • Гипоксия или асфиксия в родах.
    • Родовые травмы.
    • Пороки и аномалии развития уха.
    • Преждевременные роды.
    • Применение ототоксичных медикаментов беременной женщиной — некоторых антибиотиков, диуретиков, цитостатиков.
    • Гипертония у беременной.
    • Употребление беременной женщиной алкоголя и наркотиков.
    • Желтуха новорожденных.

    Приобретенное снижение слуха формируется под воздействием внешних факторов в любом возрасте. Причинами приобретенной слуховой дисфункции являются:

    1. Острые инфекционные заболевания — ОРВИ, ангина, ВИЧ, менингит, энцефалит, скарлатина, корь, краснуха, грипп, паротит.
    2. Хронические инфекционные процессы – абсцессы головного мозга, аденоидит.
    3. Осложнения среднего отита.
    4. Травматическое повреждение головы или уха — ЧМТ, стремительное погружение на глубину.
    5. Использование ототоксичных лекарств.
    6. Длительное высокочастотное акустическое воздействие — громкая музыка, работа на шумном производстве.
    7. Внезапный шум — выстрел, взрыв.
    8. Возрастные дегенеративные изменения в организме.
    9. Инородные тела в наружном слуховом проходе.
    10. Скопление ушной серы.
    11. Производственные интоксикации свинцом, ртутью.
    12. Отосклероз.
    13. Новообразования — менингиома, невринома.
    14. Аутоиммунные и аллергические заболевания.

    отит среднего уха

    Отит — воспаление разных отделов уха, проявляющееся болевым и интоксикационным синдромом, а также постоянным или временным нарушением слуха. У взрослых инфекция обычно проникает в среднее ухо из внешней среды через поврежденную кожу, из наружного уха через поврежденную барабанную перепонку, а у детей из носоглотки по широкой и короткой слуховой трубе. Возбудителями заболевания являются бактерии и вирусы.

    Бактериальная инфекция сопровождается продукцией гнойного экссудата, а вирусная инфекция — серозного. Он накапливается, выпячивает или разрывает барабанную перепонку. Эти процессы приводят к нарушению слуха у больных отитом.

    При выраженном воспалении нарушается подвижность слуховых косточек и звукопроводящая функция уха, что также приводит к снижению слуха.

    Рецидивирующий отит способствует образованию рубцовых изменений в тканях среднего уха и барабанной перепонки. Развивается тугоподвижность слуховых косточек, постепенно пропадает слух.

    Читайте также:  Болячка в носу долго не проходит: что это может быть и как лечить?

    Поражение слуховых рецепторов может закончиться появлением полной глухоты.

    Коррекция

    Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

    Медикаментозное лечение

    С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

    Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

    • Пантогам

    Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

    • Глицин
    Коррекция

    Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

    • Фенибут

    Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

    • Кортексин

    Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

    Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

    Коррекционная работа

    Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

    Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

    • Фонематическая тренировка

    Узнавание неречевых звуков

    • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
    • Различение набора похожих фонем.
    • Дифференциация отдельных слогов.
    • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

    Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

    Коррекция

    Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

    • “Узнай слово”
    • “Повтори за мной”
    • “Поставь правильно ударение”

    Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.

    Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.