Дети с тяжелыми нарушениями речи или ТНР

В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.

Характеристика дизартрии как речевого нарушения

Дизартрия возникает в результате искажения передачи нервных импульсов от головного мозга к речевому аппарату. Это может быть следствием некоторых врожденных патологий, травмы головы, перенесенного инфекционного заболевания, токсического отравления. Дизартрия проявляется нарушениями речи, которые могут иметь разнообразный характер. Когда у человека присутствует быстрая и невнятная речь – это дизартрия.

Дизартрия часто сочетается с другими речевыми расстройствами, такими как:

  • Изменение темпа речи;
  • Заикание;
  • Скандирование;
  • Прерывистость и внезапные остановки при произношении слов;
  • Изменение громкости голоса;
  • Невнятная артикуляция;
  • Нарушения речевой просодии;
  • Изменения фонации.

У человека возникают сложности при звукопроизношении, что препятствует членораздельной речи. В зависимости от вида дизартрии нарушения могут проявляться по-разному и комбинироваться между собой. Человек не может интонировать речь, делать акценты на словах или слогах, произносить некоторые буквы или их сочетания.

Поскольку дизартрия имеет множество проявлений, то терапия должна составляться исходя из их характера. Специфические дефекты требуют различных логопедических приемов, учитывая тяжесть состояния.

«Белый» и «красный» инсульт

— Сама сосудисто-мозговая катастрофа развивается достаточно быстро. Буквально за несколько секунд. Я ниже перечислю признаки, которые сопровождают инсульт. Их должны знать все. Если возникает хотя бы один из этих признаков, то больного нужно срочно госпитализировать или хотя бы вызвать скорую. Я знаю, что в Москве очень хорошо организована помощь таким больным. Одна из таких мощных организаций — 31-я больница, куда транспортируют больных с инсультом и достаточно быстро блокируют это состояние.

Микроинсультов, на самом деле, больше, но мы будем говорить про два — ишемический инсульт, его называют «белый», и геморрагический, «красный». Когда происходит ишемия, то есть, по сути дела, закупорка кровеносного сосуда, он блокирует работу всего кровеносного дерева, лишая кровоснабжения другие участки коры головного мозга. И происходит, по сути, инфаркт. То есть, гибель клеток.

Разные формы дизартрии: сходство и отличия

В логопедии и неврологии выделяют разные формы расстройств артикуляции. Очень важно дифференцировать бульбарную и псевдобульбарную дизартрию. Симптоматика этих двух форм нарушений речи может быть схожа. Обе разновидности дизартрии сопровождаются нечетким и чрезмерно тихим произнесением звуков.

При псевдобульбарной дизартрии поражаются клетки головного мозга. При бульбарной форме патологии повреждение возникает только на периферических нервах. Псевдобульбарная дизартрия сопровождается общими неврологическими проявлениями:

  • значительным ухудшением памяти;
  • трудностями с концентрацией внимания;
  • снижением двигательной активности.

Кроме этого, при бульбарной форме отмечается ослабление и атрофия мышц речевого аппарата. При псевдобульбарной дизартрии тонус мускулатуры глотки и языка повышен. Самостоятельно очень трудно отличить эти две формы патологии. Точную дифференциальную диагностику может провести только врач-невролог.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

Читайте также:  Антропология зубов: как изучается история человечества

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Существуют три уровня общего недоразвития речи

  1. На первом уровне у 4-5-летнего ребенка отсутствуют или резко ограничены средства речевого общения Его словарный запас – это звукоподражания, которые при произношении нередко сочетаются с активной жестикуляцией
  2. Второй уровень – это когда ребенок все же владеет несколькими словами, но они сильно искажены При этом в речи таких детей можно различить несколько грамматических форм Мальчики и девочки, относящиеся к этому уровню общего недоразвития речи, сильно отстают в данном аспекте от своих сверстников
  3. На третьем уровне недоразвития ребенок владеет словами и даже речевыми конструкциями, однако все равно не могут свободно общаться

Видео

Ребенок с тяжелым нарушением речи читает стихотворение

Диагностика

Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу.

Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.

Процесс диагностики состоит из:

  1. Общего обследования. Специалисты беседуют с родителями, изучают анамнез, выясняют, были ли нарушения в процессе вынашивания ребенка и во время родов. Также проводится проверка рефлексов. После этого ребенка направляют на дополнительные обследования, перечень которых зависит от выводов специалистов. Как правило, в этом списке есть электроэнцефалография, МРТ или КТ головного мозга.
  2. Осмотра логопедом. Логопед определяет, насколько глубоки речевые нарушения, используя тесты, беседует с ребенком, подмечает, насколько хорошо тот владеет собственным артикуляционным аппаратом, как использует слова и строит предложения.
  3. Диагностики психической сферы. Проверки осуществляются детским психологом в форме игры. Он отслеживает особенности поведения ребенка, общается с ним. Также ребенок проходит тесты, определяющие степень развитости его когнитивных способностей и коэффициент интеллекта.

После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.

Причины развития отклонений у взрослых

Есть немало внутренних и внешних факторов, провоцирующих отклонения в речевом произношении. Причем в зависимости от причины нарушения речи, процесс развития отклонений может носить как скоропалительный, так и постепенный характер. Чаще всего к дисфункциям приводят следующие причины:

  • тяжелые патологии, затрагивающие мозг: при внутричерепном высоком давлении, может возникнуть инсульт, основным последствием которого может стать нарушение речевых функций;
  • в ходе нарушения координации движений, вызванной поражением мозжечка головного мозга (например, инфаркт или ишемия мозга), может возникнуть такая реакция организма, как полная или частичная потеря речи;
  • механические повреждения и травмы головы и лица, в частности, у детей при родах;
  • патологии мозга, вызванные тромбозом;
  • дисфункция отделов головного мозга, отвечающих за речь и движения;
  • различные виды дегенеративных патологий нервной системы и головного мозга (Альцгеймер, деменция, опухоли и т.д.);
  • генетическая расположенность;
  • сбои в работе ЦНС;
  • родовые травмы, в ходе которых повреждаются речевые функции;
  • алкоголизм может стать причиной сбоев в речи;
  • паралич лица;
  • атеросклероз;
  • патологии мышечного артикуляционного и двигательного речевого аппарата (малая подвижность губ, языка, лицевых мышц);
  • неправильное закрепление зубного протеза;
  • снижение тонуса мягкого неба;
  • стресс, испуг, затяжная депрессия;
  • некоторые инфекционные заболевания;
  • отставание в развитии, слабоумие;
  • нарушение работы кровообращения;
  • детский церебральный паралич;
  • олигофрения;
  • глухота;
  • частые неврозы;
  • синдром Дауна;
  • болезнь Лайма;
  • продолжительный прием некоторых медикаментов (антидепрессанты, антибиотики).
Читайте также:  14 спреев для носа при синусите — самые эффективные для лечения

Следует помнить, что причины нарушений речи могут носить как физиологический, так социальный и психологический характер.

Причины возникновения дислалии

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

Диагностика и лечение

Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.

Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:

  • «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
  • «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
  • «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
  • «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
  • «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
  • «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
  • Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
  • «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».

Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.

Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.

В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.

Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.

В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.

Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.

Диагностика и лечение

При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.

Читайте также:  Алгоритм 26 «Обструкция дыхательных путей инородным телом»

Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.

Диагностика дизартрии

При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.

Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.

Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.

Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.

Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.

По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.

С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.

К основным признакам, по которым проводят дифференциальную диагностику, относят:

— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);

— наличие просодических расстройств;

— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);

— замедленность темпа артикуляций;

— трудность удержания артикуляции;

— трудность в переключении артикуляций;

— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.

Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.

При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др.